Спецкурсы школы БиоТоп (естественнонаучных классов ЛНМО)

 

В Естественнонаучных классах ЛНМО (школа «БиоТоп») существует три компонента обучения:

 - общее образование в рамках государственной школы.

 - дополнительное образование в рамках ЛНМО

 Дополнительных занятий, в зависимости от класса, – примерно 12 часов в неделю. За счет этих занятий ЛНМО расширяет общее образование по математике, биологии, английскому языку, стараясь дать школьникам широкое академическое образование. Подробнее о структуре дополнительного образования в ЛНМО Вы можете узнать здесь:

 - научная деятельность

 Наши учащиеся заинтересованы в расширении кругозора, знакомстве с предметами, выходящими далеко за рамки школьной программы, поэтому они посещают различные спецкурсы и семинары, заявленные в ЛНМО в рамках научной деятельности, - по естественным наукам, словесности, истории и т.д.

 Полученное качественное образование позволяет ребятам, прошедшим курс обучения в ЛНМО, создавать научное исследование и выступать с ним на различных конкурсах и конференциях.

 Программа дополнительного биологического образования ЛНМО «Теория и практика научного исследования в естествознании» является лицензированной, и спецкурсы, входящие в нее, обязательны для учащихся естественнонаучной площадки. Программа поделена на 4 раздела, соответствующие 8, 9, 10 и 11 классам:

 

 РАЗДЕЛЫ ПРОГРАММЫ ЧОУ ОиДО «ЛНМО»

«ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В ЕСТЕСТВОЗНАНИИ»

Класс

Названия программы

Часов в неделю (в год)

8 класс

Раздел 1

4

 Модуль 1. Некоторые аспекты низших и высших растений

2 (72)

 Модуль 2. Введение в зоологию беспозвоночных

1 (36)

 Модуль 3. Медицинская анатомия

1(36)

 Модуль 4. Некоторые аспекты низших и высших растений

2 (72)

 Модуль 5. Введение в зоологию беспозвоночных

1 (36)

 Модуль 6. Медицинская анатомия

1 (36)

 

9 класс

Раздел II

3

 Модуль 1. Введение в зоологию позвоночных

2 (36)

 Модуль 2. История медицины

1 (36)

 Модуль 3. Введение паразитологию

2 (36)

 Модуль 4. История медицины

1 (36)

 

10 класс

Раздел III

3

 Модуль 1. Введение в цитологию и гистологию

2 (72)

 Модуль 2. Трёхмерная структура биомолекул

1 (36)

 Модуль 4. Введение в цитологию и гистологию

2 (72)

 Модуль 5. Трёхмерная структура биомолекул

1 (36)

 

11 класс

Раздел IV

3

 Модуль 1. Теория и практика научного исследования

2 (72)

 Модуль 2. Антропогенез

1 (36)

 Модуль 3. Теория и практика научного исследования

2 (72)

 Модуль 4. Антропогенез

1 (36)

 

В 8 классе обязательный компонент школьного образования — анатомия. В естественнонаучных классах ЛНМО (школа БиоТоп), параллельно читается модуль программы дополнительного образования «медицинская анатомия», расширяющий школьный курс, и позволяющий рассматривать знания анатомии с медицинской точки зрения. Помимо этого раз в неделю проводится занятия, соответствующие модулям «ботаника» и «зоологии беспозвоночных», что позволяет не просто повторить программу биологии 6-7 классов, но поднять на высокий профильный уровень знания учащихся. Подробнее…

Таким образом, к окончанию 8 класса учащиеся проходят полный курс анатомии человека, дополненный медицинскими аспектами, повторяют и расширяют свои знания по ботанике и зоологии беспозвоночных.

В 9 классе учащиеся начинают слушать курс общей биологии, продолжающийся до 11 класса. Основной курс биологии в нашей школе ведет опытный педагог, Галина Михайловна Культиасова. О своем курсе она рассказывает следующее:

 «Мы живем в развитую информационную эпоху, когда источниками знаний являются далеко не только учитель или текст учебника, но и различные информационные ресурсы (образовательные сайты, обучающие видео и т.п.). Если раньше главным было вызубрить и точно воспроизвести вызубренное, то теперь значительно больше востребовано умение быстро найти нужную информацию, оценить ее достоверность и грамотно воспользоваться ею для решения различных задач. 

На уроках биологии я разрешаю пользоваться любыми источниками информации (даже во время контрольных!) и пытаюсь учить школьников эффективной работе с ними. Практически каждый урок происходит работа по группам - это тоже важно, потому что успех в современном мире во многом строится на умении взаимодействовать с самыми разными людьми. А вот оценки я ставлю только за то, что и как понял каждый сам: работа по группам - это способ разобраться в материале, а не способ получить хорошую оценку за счет более добросовестного коллеги.

И еще веду блог http://lnmo-biology.blogspot.ru, в котором выкладываю домашние задания, презентации, тесты для самопроверки, "экзерсисы" самих школьников и т.п.»

 В данный момент государственная программа по биологии построена по концентрическому принципу, то есть основной материал изучается до 9 класса включительно, а в 10 и 11 учащиеся повторяют пройденное. Минусы такого освоения предмета состоят в том, что из-за малого количества времени нет возможности освоить программу достаточно глубоко. В качестве компенсации учащимся читается ряд спецкурсов, расширяющих некоторые основные отделы биологической науки. В 10 классе учащиеся проходят такие полугодовые спецкурсы, как введение в зоологию позвоночных, введение в паразитологию, и такой годовой курс как история медицины. Подробнее… 

 В 10 классе учащиеся продолжают осваивать общий курс биологии, который подкрепляется разносторонними спецкурсами биологической тематики. Основным годовым спецкурсом на этой ступени обучения является курс «цитология и гистология», дающий на углубленном уровне представление о строение организма на клеточно-тканевом уровне. Этот спецкурс визуализируется посредствам программы «трёхмерная структура биомолекул», дающей представление о структурной организации клеток организма.  Подробнее…

 В завершение образования на естественнонаучной площадке ЛНМО учащимся 11 класса читается два завершающих спецкурса: «Теория и практика научного исследования» и «Антропогенез». Подробнее… 

 Основной особенностью нашего дополнительного биологического образования является не только разнообразные спецкурсы, читаемые высококлассными специалистами, а приближение учащихся еще в школе к теоретическим и практическим аспектам научных исследований. Так как учащиеся осознанно выбрали углубленное изучение биологии в школе и в большинстве своем предполагают связать свою будущую работу с биологическими областями, необходимо сформировать у них представление о сути исследовательской работы вообще и об особенностях исследовательской работы в области биологии в частности.

В связи с этим помимо общего курса биологии учащиеся слушают годовой курс «Теория и практика научного исследования в естествознании». Программа курса построена таким образом, что в течение учебного года каждый учащийся получает возможность на практике познакомиться со всеми этапами научного исследования: от изучения раздела программы, необходимой для создания научного исследовании, до выбора объекта, постановки задачи и представления оформленного исследования в виде напечатанной работы и устного доклада. Теоретическая часть программы является введением в методологию науки, а также знакомит учащихся с принципами работы с биологическими объектами. На практических занятиях и полевых экскурсиях школьники овладевают методиками сбора и консервации материала; гербаризацией и способами фиксации, изготовления микроскопических препаратов, работы с оптикой, приемами макросъемки и техникой рисования биологических объектов. Отдельно проводится обучение технологии постановки и проведения научного эксперимента. В программу курса включены экскурсии в научные лаборатории, сотрудники которых работают различными методами. Осваивая материал курса, школьники практически знакомятся со всем спектром проблем, встающих перед биологом-исследователем. По окончании курса учащиеся представляют оформленную самостоятельную научно-исследовательскую работу и устный доклад. Основой курса стали методические разработки известного петербургского педагога и ученого Е.А.Нинбурга, преподававшего биологию в Лаборатории непрерывного математического образования и вдохновившего нас на создание отдельной биологической площадки.